Профицит бюджета – это превышение доходных статей над расходными. Профицит принято делить на первичный, рассчитанный без учёта затрат обслуживание долгов (выплат по внутренним и внешним заимствованиям), и вторичный, учитывающий их.
Несмотря на то, что на первый взгляд профицит бюджета – благая вещь, далеко не все экономисты этой точки зрения. В среде аналитиков распространено мнение, что что профицит является следствием жёсткой экономии на расходах, ведущей к дефициту оборотных средств в экономике, в том числе к снижению ликвидности банков и других кредитных организаций.
Согласно предположениям некоторых корифеев экономической науки, вмешательство государства в экономику, в том числе в форме госзакупок, может влиять на уровень занятости в стране и способствовать выходу из кризиса. Поэтому бюджет не только может, но и должен иметь определённый уровень контролируемого дефицита.
Один из ключевых вопросов бюджетирования - куда направляются средства расходных статей. Если они вкладываются в развитие производства и науки, то такие инвестиции должны привести к росту доходов в перспективе. Таким образом, профицит бюджета не может являться самоцелью.
Наиболее наглядно отражает уровень профицита его отношение к ВВП. Мировая практика показывает, что бюджетный профицит чаще встречается у стран-экспортёров углеводородного и другого сырья. Развитые страны с преобладанием обрабатывающих отраслей и инновационных технологий в большей степени тяготеют к дефицитным бюджетам. Государства с быстрыми темпами экономического развития находятся где-то посередине между этими двумя группами.