Предложение в рыночной экономике – это понятие, отражающее готовность производителей (поставщиков, продавцов) предложить продукцию (работы, товары, услуги) для реализации на рынке в данное время и на определенных условиях.
На величину предложения влияют два фактора – ценовые и прочие. Ко вторым относятся производственные возможности, применяемые технологии, материальные, финансовые и трудовые ресурсы, инфляционные ожидания и потребительская активность, налогообложение и другие.
Зависимость величины предложения от цены продукции именуется законом предложения: при прочих постоянных факторах предложение растёт с увеличением увеличения цены, и наоборот. Графически закон предложения может быть отображён в виде линии, которая показывает зависимость количества продукции, которую производители готовы продать, от её цены.
Чувствительность величины предложения к изменению рыночных цен (математически это является производной, определяющей угол наклона графика) называют эластичностью. Если предложение растёт быстрее роста цен, то оно считается эластичным, в противном случае это неэластичное предложение.
Эластичность предложения зависит от особенностей производственного процесса, времени изготовления продукции и её способности к длительному хранению. Если особенности производственного процесса обеспечивают оперативное расширение производства продукции при повышении цены, а при понижении - быстрый переход на выпуск другой продукции, то такое предложение будет эластичным.
Эластичность предложения зависит и от фактора времени, который определяет скорость реакции производителей на изменения цен. Ведь для расширения производства продукции необходимо время, особенно если она является сложной. Так, увеличить производство автомобилей за день или неделю не представляется возможным, даже если цена на них внезапно возрастёт во много раз. В таких ситуациях предложение оказывается неэластичным. Для товаров, которые не может храниться длительное время (например, быстро портящихся продуктов), эластичность предложения также будет низкой.
Предложение может рассматриваться, как индивидуальное - конкретного производителя или продавца, так и общее, то есть как предложение всей продукции определённого вида. В экономической науке изучается в основном общая величина предложения. Кроме того, рассматривается совокупное предложение – общая величина предложения всех товаров всеми продавцами, действующими на данном сегменте рынка.