Парадокс Веблена – это ситуация, когда состоятельные покупатели воспринимают падение стоимости какого-либо товара, как сигнал о снижении его престижности, а повышение цены, наоборот, делает товар более привлекательным.
Парадокс Веблена назван по имени американского социолога, экономиста и публициста Торстейна Бунде Веблена, который ввел в экономическую науку и социологию понятие «престижного и показного потребления». Все товары Веблена относятся к премиальному сектору, и по мере роста цены на них растет и спрос. Это своего рода демонстративное потребление благ, недоступных для большинства широкого круга потребителей в связи с их высокой ценой. Такое потребление подчёркивает социальную значимость того, кто может себе это позволить.
Подобное поведение потребителей противоречит закону спроса и предложения, согласно которому увеличение стоимости товара приводит к падению уровня потребления, а снижение – к росту потребляемого количества таких вещей, отчего и называется парадоксом. К категории товаров Веблена относятся произведения искусства, антиквариат, элитная недвижимость, автомобили премиум-класса и прочие товары роскоши.
Аналогичное поведение потребительской аудитории при изменении стоимости товаров широкого повседневного спроса называется парадоксом Гиффена.