ОСАГО: действующие тарифы Центробанка 2019-2020

Цена ОСАГО устанавливается государством, а именно Центробанком. У страховых компаний при этом остается право менять тарифы в определенных границах. Каждому автовладельцу стоит знать, от чего зависит цена полиса, чтобы не прогадать при покупке страховки.

Действующие тарифы, включая все поправочные коэффициенты, есть не только в калькуляторе ОСАГО, но и в Указании ЦБ РФ № 5000-У от 4 декабря 2018 года. Собственно говоря, именно этот документ и устанавливает действующие расценки. Как видно из даты документа, последнее изменение тарифов произошло в начале последнего месяца прошлого года.

Центробанк вправе менять цену автогражданки раз в два года, соответственно, актуализация тарифов произойдет не раньше декабря 2020 года.

Сегодня страховые компании имеют право самостоятельно изменять значение базового тарифа в границах, определенных ЦБ РФ. Именно поэтому цена полиса ОСАГО может отличаться в одном и том же городе на одну и ту же модель авто при том же списке водителей. Для автовладельцев такая ситуация выгодна тем, что почти всегда можно найти вариант подешевле.

Но если базовый тариф может отличаться, то поправочные коэффициенты и формула расчета цены автогражданки всегда остаются неизменными.

Есть двенадцать формул для расчета стоимости полиса обязательного автострахования. Они разделяются по следующим принципам.

  1. Для физического или юридического лица.
  2. Для легковых авто, включая такси, или другого транспорта.
  3. Для страхования на год или только на время следования к месту техосмотра или регистрации.

Отдельные формулы применяются и при страховании транспортных средств, зарегистрированных в других странах.

Во всех формулах есть только два общих элемента – базовая ставка и коэффициент бонус-малус (Кбм), набор остальных поправочных коэффициентов меняется в зависимости от приведенных выше условий. Например, при страховании автомобилей, следующих к месту регистрации, не применяется территориальный коэффициент, что логично, ведь не предскажешь, в каком именно населенном пункте будет использоваться машина.

В случае страхования любого транспорта, кроме легкового автомобиля, не используется коэффициент мощности двигателя, так как у того же грузовика аварийность зависит от максимальной грузоподъемности.

Базовый тариф

Базовая ставка по автогражданке определяется в зависимости от типа транспорта, а для легковых машин еще и от того, кто им владеет – юридическое или физическое лицо. В тарифах Центробанка приведены двенадцать различных категорий, по каждой из них приведено минимальное и максимальное значение базового тарифа. Именно в этих границах страховые компании вправе самостоятельно варьировать значение базовой ставки.

Актуальные значения базового тарифа по ОСАГО в конкретном населенном пункте можно найти на официальном сайте страховой компании.

Все страховщики обязаны размещать данную информацию на своих сайтах, но иногда они так хорошо ее прячут, что на поиски приходится потратить чуть ли не полчаса. Можно ускорить процесс за счет использования поисковых систем Гугл и Яндекс.

Таблица 1. Значения базовой ставки в 2019-2020 годах

Тип транспортаНаибольшее
значение
базового
тарифа
в рублях
Наименьшее
значение
базового
тарифа
в рублях
Легковые авто юрлиц2 9112 058
Легковые авто физлиц
и предпринимателей
4 9422 746
Квадрициклы, мотоциклы,
мопеды
1 407694
Такси7 3994 110
Грузовики свыше 16 тонн7 6094 227
Грузовики 16 тонн и менее5 0532 807
Автобусы для перевозки
людей по маршруту
7 3994 110
Троллейбусы4 0442 246
Автобусы более 16 мест5 0532 807
Автобусы 16 мест и мене4 0442 246
Трамваи2 5211 401
Тракторы, а также дорожные,
строительные и иные машины
на собственном ходу
1 895899

Как видно из приведенной таблицы, размер базовой ставки зависит от риска дорожной аварии по каждому виду транспорта. Например, застраховать легковое такси можно по тарифу, близкому к тарифу для грузовиков. Дешевле всего обойдется страхование трактора или мотоцикла. Впрочем, не до конца ясно, почему по мотоциклам столь лояльный тариф, так как они славятся повышенной аварийностью.

Говоря же про легковые автомобили, стоит отметить повсеместное применение максимальной или близкой к максимальной базовой ставки. Редкая страховая компания применяет базовый тариф для легковушек физлиц ниже границы четырех тысяч, а минимальный тариф практически не применяется.

Таким образом, расширение тарифного коридора при последнем изменении тарифов ОСАГО фактически увеличило итоговую цену полиса, несмотря на заверения, что этого не произойдет. Если же со временем определение стоимости автогражданки станет прерогативой самих страховых компаний, то остается только догадываться, сколько нужно будет ежегодно платить за полис.

Поправочные коэффициенты

Базовый тариф важен, но итоговая цена зависит и от примененных поправочных коэффициентов. Они нужны для регулирования стоимости полиса в зависимости от информации о собственнике транспортного средства и водителях. В зависимости от типа транспорта учитываются и следующие факторы.

  1. Мощность двигателя.
  2. Территория использования.
  3. Наличие прицепа.
  4. Период использования транспорта.

Поправочные коэффициенты могут как увеличить платеж по полису, так и снизить. Например, при страховании легкового автомобиля, зарегистрированного в Республике Крым, применяется минимальный территориальный коэффициент – 0,6. То есть тариф уменьшается почти вдвое. В Мурманске и Челябинске используется максимальный коэффициент территории – 2,1. Тариф увеличивается более чем в два раза.

Существенно влияет на итоговую цену ОСАГО и коэффициент возраста и стажа.

Водителям в возрасте до двадцати одного года со стажем до одного года полис придется существенно переплатить за полис – для них применяется поправочный коэффициент 1,87. А водители старше тридцати лет со стажем более четырнадцати лет получат скидку, так как в их случае значение коэффициента равняется 0,96.

Возраст и стаж

Это один из самых важных коэффициентов в случае с собственниками-физлицами. Для юридических лиц вместо коэффициента возраста и стажа (Квс) применяется коэффициент неограниченной страховки, равный 1,87. Этот же коэффициент применяется и в случае с собственниками-физлицами, если страховка оформляется без ограничения по водителям.

До последних изменений тарифного руководства градация была минимальной, теперь в таблице 59 вариантов сочетания возраста и стажа.

Таблица 2. Коэффициент возраста и стажа

Возраст / Стаж0123-45-67-910-14Более 14

16-21

1,87

1,87

1,87

1,66

1,66

-

-

-

22-24

1,77

1,77

1,77

1,04

1,04

1,04

-

-

25-29

1,77

1,69

1,63

1,04

1,04

1,04

1,01

-

30-34

1,63

1,63

1,63

1,04

1,04

1,01

0,96

0,96

35-39

1,63

1,63

1,63

0,99

0,96

0,96

0,96

0,96

40-49

1,63

1,63

1,63

0,96

0,96

0,96

0,96

0,96

50-59

1,63

1,63

1,63

0,96

0,96

0,96

0,96

0,96

Старше 59

1,6

1,6

1,6

0,93

0,93

0,93

0,93

0,93

В обновленной таблице 59 вариаций сочетания возраста и стажа, но по многим категориям коэффициенты совпадают. Например, полностью совпадают коэффициенты для возрастных групп 40-49 и 50-59. Вероятно, Центробанк ввел данные категории с прицелом на дальнейшую актуализацию коэффициентов по каждой из этих групп в отдельности.

Коэффициент стажа и возраста не всегда применяется при расчете тарифа для легковых автомобилей. Если полис оформляет физическое лицо без ограничений по водителям или юридическое лицо, то применяется коэффициент ограничений, равный 1,87. В обоих случаях управлять машиной могут любые водители, без учета их возраста, стажа и накопленной скидки.

Мощность двигателя

Данный коэффициент (Км) применяется исключительно при страховании легковых машин, по другим категориям транспорта при расчете тарифа грузоподъемность, количество мест и другие факторы. Для определения мощности двигателя потребуется свидетельство о госрегистрации транспорта или паспорт транспортного средства.

Если в документах мощность двигателя указана в киловаттах, что часто встречается, то для перевода в лошадиные силы нужно умножить цифру на 1,36.

Получить скидку за мощность двигателя могут только владельцы авто, в двигателях которых пятьдесят лошадей или меньше. Для них применяется Км в размере 0,6. При мощности двигателя от пятидесяти до семидесяти лошадей включительно тариф не изменится. В остальных случаях применяются следующие повышающие коэффициенты.

  1. Свыше семидесяти и до ста лошадиных сил включительно – 1,1.
  2. Свыше ста и до ста двадцати лошадиных сил включительно – 1,2.
  3. Свыше ста двадцати и до ста пятидесяти лошадиных сил включительно – 1,4.
  4. Свыше ста пятидесяти лошадиных сил – 1,6.

Таким образом, владельцы мощных внедорожников, спортивных авто и прочих легковых машин, под капотом которых больше ста пятидесяти лошадей, заплатят за полис в 1,6 больше по отношению к стандартному тарифу.

Территория использования

Это один из самых важных поправочных коэффициентов, существенно корректирующий итоговую цену страховки в зависимости от того, где прописан собственник транспортного средства. Коэффициент территории (Кт) регулирует соотношение сборов и выплат в зависимости от аварийности в конкретном городе, районе или регионе.

Таблица Кт слишком велика для цитирования в статье, поэтому есть смысл лишь обозначить нижнюю и верхнюю границы коэффициента. Минимальный Кт в размере 0,6 применяется, например, в Республике Крым, максимальный – в размере 2,1 применяется в Мурманске и Челябинске. То есть жители этих двух городов платят за автогражданку в два раза больше в сравнении со стандартным тарифом.

Раньше в Интернете встречались советы по уменьшению цены ОСАГО за счет территориального коэффициента путем переоформления полиса на родственника из менее крупного населенного пункта. Это действительно позволит сэкономить, но сама подобная процедура сопряжена и с расходами, и с риском того, что автомобиль будет по документам принадлежать другому лицу.

Кроме того, не факт, что смена собственника в итоге позволит снизить платеж.

Сегодня страховщики сами в уже упомянутых границах могут изменять базовую ставку, и общая тенденция позволяет заявить, что в регионах и городах с Кт менее единицы страховые компании применяют максимальный базовый тариф. В случае с той же Республикой Крым вряд ли получится найти страховщика, готового оформить полис с базовой ставкой ниже максимальной.

Коэффициент бонус-малус

Самый известный коэффициент, часто именуемый Кбм, позволяет существенно сэкономить, если водитель аккуратно ведет себя на дороге и не провоцирует дорожные аварии. Этот коэффициент из понижающего быстро превращается в повышающий при наличии ДТП.

Например, водитель, впервые оформивший ОСАГО, получает Кбм, равный единице. Даже одна авария по его вине увеличит бонус-малус до 1,55, а две аварии отбросят значение Кбм к минимальной границе – 2,45, то есть тариф вырастет в два с половиной раза.

За каждый год безубыточного страхования, когда водитель не провоцирует ДТП, полагается скидка в размере пяти процентов.

Максимально возможная скидка за безубыточность составляет пятьдесят процентов. Для ее получения нужно отъездить без аварий по своей вине десять лет. Конечно, все это время нужно следить за ценой полиса.

Часто страховые компании случайно или по злому умыслу не передают в базу данных АИС ОСАГО сведения о каком-либо водителе. В результате он теряет накопленную скидку, восстановить которую крайне проблематично.

Для этого потребуются сведения о всех договорах, подтверждающих размер Кбм, причем часто нужны оригиналы полисов, а ведь многие автовладельцы попросту их выбрасывают после окончания срока страхования.

Использование прицепа

Данный коэффициент актуален для грузовиков и мототранспорта физлиц и любого транспорта юрлиц. Не нужно платить за использование прицепа к легковому автомобилю физического лица. В остальных случаях применяются следующие значения КПр.

  • Прицепы к легковушкам юрлиц, мотороллерам, мотоциклам – 1,16.
  • Прицепы к грузовикам с массой 16 тонн и менее – 1,4.
  • Прицепы к грузовикам с массой свыше 16 тонн – 1,25.
  • Прицепы к самоходной технике и тракторам – 1,24.

Более всего на тарифе сказывается использование прицепа к грузовику с разрешенной массой в шестнадцать тонн и менее. Тариф увеличивается в 1,4 раза.

Сегодня при страховании прицепа не оформляется отдельный полис ОСАГО, как было раньше. Возможность использования прицепа указывается в графе «Особые условия». При этом нет привязки к конкретному прицепу, можно использовать любой.

Период использования

Коэффициент КП используется в двух случаях.

  • Машина используется лишь в определенное время года, скажем, только летом.
  • У автовладельца нет денег на единовременную оплату годовой стоимости страховки.

Особенность КП в том, что использование автомобиля в течение трех месяцев обойдется в пятьдесят процентов от цены годового полиса, но при продлении периода использования на оставшиеся девять месяцев нужно будет доплатить лишь оставшиеся пятьдесят процентов.

Годовой платеж по полису ОСАГО всегда остается фиксированным, то есть автовладелец ничего не переплатит, если сначала купить страховку на три месяца. Для наглядности в Таблице 3 приведены платежи за определенный период использования и размер доплаты за продление полиса на оставшийся до конца страхового года срок.

Таблица 3. Коэффициент КП

Период
использования
в месяцах
Платеж
в процентах
от годовой
суммы
Доплата за
продление
полиса на
оставшуюся
часть года

3

50%

50%

4

60%

40%

5

65%

35%

6

70%

30%

7

80%

20%

8

90%

10%

9

95%

5%

10-12

100%

0%

Для продления использования будет достаточно обратиться в ближайший офис страховой компании. В случае оформления е-ОСАГО увеличить период использования можно через личный кабинет пользователя на официальном сайте страховщика.

Не особо выгодно платить за страховку на три месяца половину от годовой страховой премии, но часто это единственный вариант рассрочки, если нет денег. К тому же в итоге автовладелец не переплачивает.

ОСАГО с экономией до 78%

Рассчитаем стоимость ОСАГО в 16 страховых компаниях. Покупка полиса в несколько кликов, без комиссии, офисов и курьеров.

Читайте также